Новости - Памятные даты, 2006 г - Краевед Паллас П.С.

Памятные даты

Каждый день - след в истории...

Впервые публикуем интересные факты о выдающихся людях - академиках, профессорах, ученых, путешественниках, исследователях, чей вклад в физику моря, геофизику и другие направления географии, навеки останется в истории.

ПАЛЛАС ПЁТР СИМОН

ПАЛЛАС ПЁТР СИМОНПАЛЛАС ПЁТР СИМОН – [22.09(3.10).1741, Берлин (Германия) - 8(20).09.1811, там же] - выдающийся русский естествоиспытатель, член Петербургской Академии наук (с 1767). По национальности немец.

Родился в семье врача. Учился в Германии, Голландии, Англии. В 1760 защитил докторскую диссертацию. В 1767 переехал в Россию для работы в Петербургской Академии наук. В 1768-74 П. возглавлял один из отрядов Академической экспедиции в районы Башкирии, Урала, Сибири, Забайкалья, Прикаспия и Поволжья, результаты которой им были опубликованы в труде "Путешествие по разным провинциям Российского государства" (Ч. 1-3, 1773-1788). Наш край посетил на обратном пути из Сибири в 1773-74. Он исследовал окрестности Сарепты и Царицына, правобережье Волги до Дмитриевска (ныне Камышин), Заволжье, включая озеро Эльтон. В 1793-94 вновь посетил Поволжье, а также Северный Кавказ и Крым.

Во время путешествий им были собраны, и впоследствии обработаны обширные геологические, ботанические, этнографические и многие другие материалы, сведения о естественных богатствах обследованных областей, горной промышленности, лесоводстве, земледелии, животноводстве и др. Особое место занимают зоологические исследования П. Им было открыто и описано большое количество новых видов птиц, млекопитающих, рыб, насекомых и других животных, дано также описание их внутреннего строения, сезонной изменчивости, географического распространения и др. Как палеонтолог он произвёл ценные исследования ископаемых остатков волосатого носорога, буйвола, мамонта. В области ботаники ему принадлежит первая попытка составления труда по флоре России ("Флора России", ч. 1-2, 1784-1788, на латинском языке), написаны монографии об астрагалах, солянках и др.

В своих ранних работах П. высказывал идеи исторического развития органического мира; им впервые было дано изображение последовательных связей животных организмов в виде родословного древа. Однако позже он выступал как метафизик, признавая постоянство и неизменность видов. Многие обобщения и идеи П., оказавшие значительное влияние на развитие географических и геологических представлений, ныне имеют лишь исторический интерес. Похоронен на Галльском кладбище.

Именем П. названы риф у берегов Новой Гвинеи, действующий вулкан на Курильских островах, многие виды животных и растений. Имя учёного носит районный центр области - Палласовка.

Основные научные работы по нашему краю:

Путешествие по разным провинциям Российского государства. Ч. 1-3. - СПб., 1773-1788.
Bemerkungen auf einer Reise in die sudlichen Statthalterschaften des Russischen Reich`s in den Jahren 1793 und 1794. - Leipzig, 1799-1801.

Литература:

Ушакова Окрокверцхова И. А. Путешествие Палласа по России. - Саратов: Изд-во Саратовского университета, 1962;
Моников С. Открыл для науки страну на Востоке // Отчий край. - 1996. - № 1(9) - С. 63-68;
Сагалаев В. В южные наместничества России // Отчий край. - 1996. - № 4(12). - С. 223-226;
Сагалаев В. История о палласии // Отчий край. - 1997. - № 2(14). - С. 168-172;
Ушакова Моников С. Н. Открыл для науки страну на Востоке / В кн.: "Золотое озеро". Историко-географические очерки. - 3-е изд. - испр. Волгоград: ГУ "Издатель", 2003. С. 55-67;
Муравьёв Вл. Дорогами российских провинций. - М.: Мысль, 1977;
Белоусов В. П. С. Паллас - путешественник и геолог // Природа. - 1941. - № 3. - С. 111-116;
БСЭ. 3-е изд., т. 19. - М., 1975. С. 122.