Публикации - Патриотическое воспитание молодежи

Патриотическое воспитание молодёжи (Моников С. Н.)


Увеличить

Патриотическое воспитание учащихся на примере изучения истории географических исследований территории Волгоградской области

Необходимость патриотического воспитания молодёжи на современном этапе обусловлена целым рядом причин, но, прежде всего тем, что, к сожалению, патриотизм у школьников занимает одно из последних мест в иерархии моральных ценностей. На сегодняшний день школа как социальный институт является ключевым звеном в формировании общественного сознания и практически представляет единственную систему, которая сдерживает рост асоциального поведения молодежи.

В то же время интерес к краеведению продиктован объективными потребностями общества, необходимостью формировать личность гражданина, бережно относящегося к природным ценностям родного края, России. Краеведение нужно не только само по себе в качестве конкретных сведений о родном крае, но, что ещё значительнее, в качестве компонента общегеографических и общеисторических знаний школьника. Благодаря более основательному, детальному изучению родного края учащиеся получают несравненно лучшее понимание природных особенностей "малой Родины".

По географическому краеведению существует целый ряд учебно-методической литературы, которая даёт прекрасную методику проведения краеведческих исследований по географии края. По географии края есть учебный комплекс, состоящий из учебного пособия "География Волгоградской области" (авторы В. А. Брылёв, Ф. И. Жбанов, Ю. П. Самборский) и Атласа Волгоградской области. Но общеизвестно, что вопрос истории географических исследований, путешествий и открытий представляет собой, пожалуй, наиболее яркий, романтичный и эмоциональный элемент географии.

Обращение к истории науки является совершенно необходимым не только в целях формирования углубленных знаний по географии родного края. Существенным звеном в краеведческой "цепочке" является также формирование патриотизма и гражданственности на этом благодатном материале. История исследования природы Волгоградской области богата именами представителей наук о Земле - географов, геологов, почвоведов, ботанико- и зоогеографов, внёсших свой вклад в благородное дело познания столь интересной по своим природным особенностям территории, как наш край. Уникальность региона отразилась в местных географических фактах мирового масштаба. Вот наиболее значительные из них:

Замечательный русский географ А. И. Воейков писал: "Ничего подобного более нет на земном шаре, т.е. нигде столь значительные реки, принадлежащие к различным морским бассейнам, не сближаются так, как Дон и Волга близ Царицына..." [1].

На территории области располагается часть Волго-Ахтубинской поймы - одного из крупнейших оазисов мира. По масштабам аллювиального процесса её можно сравнить с поймами Нила и Амазонки. На сегодняшний день Волго-Ахтубинская пойма является последним фрагментом естественного течения Волги [2].

Нижнее Поволжье - наиболее интересная часть Русской равнины. Здесь наиболее полно представлены осадки меловых морей мезозоя и палеогеновые слои. Эта же область была захвачена трангрессией акчагыльского моря и последующими трансгрессиями Каспийского бассейна, осадки которых можно найти в террасах Нижнего Поволжья. Целый комплекс интереснейших вопросов геологии и геоморфологии в своё время был поставлен и освещён на том материале, который дало изучение Нижнего Поволжья [3].

К сожалению, приведённые факты известны только специалистам. Задача преподавателя вуза, школьного учителя географии донести их до учащихся. Для того чтобы понять роль краеведения в жизни общества, отдельного региона разного ранга (республика, область, район), следует попытаться ответить на ряд вопросов, главные из которых: где мы живём? Что мы считаем своей Родиной? В чём отличие одного места от другого?

Например, об Антарктиде, являющейся привлекательным местом для исследователей, её природе и истории открытия мы узнаём в школе, смотрим по телевизору. Своя же собственная земля, история её освоения и исследований, остается вне активного информационного пространства и выглядит сплошным белым, как Антарктида, пятном.

Достаточно только перечислить имена исследователей нашего края, чтобы понять его неповторимость и уникальность, испытать чувство гордости за него. Академические экспедиции 1768-1774 гг. под руководством И. И. Лепёхина, И. А. Гюльденштедта, С. Г. Гмелина, И. П. Фалька и П. С. Палласа провели детальное исследование природы по течению рек Волги, Дона, Хопра, Медведицы, Иловли, Еруслана, посетили Волго-Ахтубинскую пойму и озеро Эльтон. В 1829 г. на пути из Сибири в наших краях побывал немецкий естествоиспытатель А. Гумбольдт, а в 1841 г. - английский геолог Р. И. Мурчисон изучал геологию правобережья Волги и Дона. В 1853-1857 гг., через Нижнее Поволжье пролегли пути четырёх путешествий русского академика К. М. Бэра. В 1884-1885 гг. геологическое исследование Ергеней проводил наш земляк, уроженец ст. Алексеевской Области Войска Донского, И. В. Мушкетов. В 80-90-е гг. XIX в. геологическое строение Нижнего Поволжья изучал академик А. П. Павлов. В начале ХХ в. исследования Поволжья продолжил его ученик А. Д. Архангельский, также ставший академиком. Этот список, насчитывающий десятки фамилий известных и малоизвестных исследователей, можно продолжить. Следует отдать дань уважения всем исследователям природных богатств нашего края, заложивших прочный фундамент для будущих поколений учёных. Нелёгкая, порой полная драматизма, история изучения нашими соотечественниками и иностранными учёными территории Волгоградской области позволяет нам испытать гордость за этих мужественных людей.

Опыт работы со школьниками показывает, что сегодняшний день настоятельно требует краеведческого просвещения подрастающего поколения. Необходимо разработать пособие по "Истории географических исследований Волгоградской области", которое восполнит пробел в историко-географическом образовании учащихся. Эта работа могла бы осуществиться на основе хоздоговора с областным и городским органами образования.

Литература для изучения:
Бернштейн-Коган С. В. Волго - Дон: историко-географический очерк. - М.: АН СССР, 1954. С. 3.
Сохина Э. Н. и др. Уникальная территория - Ахтубинское поозёрье // Тезисы докладов Первого Международного симпозиума "Особо охраняемые территории и формирование здорового образа жизни". - Волгоград, 1997. С. 53.
Варсанофьева В. А. А. П.Павлов. - М.: МОИП, 1941. С. 35.

 

Моников С. Н., 2006