Публикации - Уникальное путешествие братьев Чернецовых

Уникальное путешествие братьев Чернецовых


Черенцов Г.Г., Черенцов Н.Г. - петербургские художники... на Волге, выдающиеся деятели русской культуры 1-й трети 19 века. Братья Чернецовы совершили уникальную экспедицию - проплыли по Волге от Рыбинска до Астрахани "для срисования с натуры замечательных мест по обоим берегам Волги в панорамном виде". За шесть месяцев плавания живописцы сделали 1982 рисунка, 80 этюдов маслом и множество планов и набросков всевозможных поволжских достопримечательностей.

Черенцов Г.Г.

Художник Григорий Черенцов

Вид Сюкеевских гор на Волге в Казанской губернии

Вид Сюкеевских гор на Волге в Казанской губернии

Астрахань 1938г



НИКАНОР ЧЕРНЕЦОВ. Вид на Волге. 1852

НИКАНОР ЧЕРНЕЦОВ. Вид на Волге. 1852

НИКАНОР ЧЕРНЕЦОВ. Вид реки Иордан при впадении в Мертвое море. 1854

НИКАНОР ЧЕРНЕЦОВ. Вид реки Иордан при впадении в Мертвое море. 1854

Парад на Царицыном лугу 6 окт. 1831

Парад на Царицыном лугу 6 окт. 1831

Чернецов Никанор. Вид на Волге, близ села Красновидова. Печать на холсте, бумаге

НИКАНОР ЧЕРНЕЦОВ. Вид на Волге. 1852


Григорий Григорьевич Чернецов На Волге. Утес. Этюд  [1838]

Григорий Григорьевич Чернецов. На Волге. Утес. Этюд [1838]

Татарский дворик в Крыму 1839 года

Татарский дворик в Крыму 1839 года

Озеро на закате

Озеро на закате

Жигули на Волге 1866 года (Вид с Царева Кургана)

Жигули на Волге 1866 года (Вид с Царева Кургана)

 

"О, Волга!... колыбель моя! Любил ли кто тебя, как я?" Эти некрасовские слова знают все со школьной скамьи. А вот другие: "Она (Волга) есть как благотворная жила земли Русской и во всех отношениях достойна приложенного народом наименования Матушка-кормилица". Эти слова художников братьев Чернецовых, ныне мало кому известных, незаслуженно забытых, но совершивших первое в России "художественное путешествие" по Волге в 1838 году. Кто же они, воспевшие Волгу?

Братья Чернецовы - Григорий Григорьевич (1802-1865) и Никанор Григорьевич (1805-1879) - были уроженцами небольшого городка Лух Костромской губернии (ныне территория Ивановской области - авт.). В тех местах издавна был развит иконописный промысел. Отец художников, Григорий Степанович, имел живописную мастерскую. Таланты у братьев проявились рано. Несмотря на это, Академия художеств отказалась принять их в число казённых учеников. Но впоследствии, получив признание своих способностей, они становятся учениками академии. Годы учёбы в Петербурге были для них годами тяжёлых лишений и полуголодного существования. Проявив терпение, трудолюбие и талант, братья в 1827 году окончили академию с золотыми медалями. В 1831 году Григорий, а в 1832 году Никанор были удостоены звания академиков живописи.

Свои первые картины с натуры Чернецовы писали на Волге. Насладившись "зрением красот отечественной природы", они мечтали совершить плавание по Волге до её устья. Эта мечта завладела ими всецело. Цель, которую они поставили, была грандиозной - изобразить величайшую русскую реку. Предшественников в этом у них не было.

...1 мая 1838 года. В своём дневнике Чернецовы записали: "Мысль о живописном путешествии водою по Волге, в течение нескольких лет нас не оставлявшая, осуществилась. Вчера мы приехали в Рыбинск". В Рыбинске братья приобрели лодку, которая была преобразована в плавучую мастерскую, способную останавливаться везде, где "видели входящее в состав художественной путины". 22 мая, наняв лоцмана и рабочих, они отправились в путь.

...Спустя пять с половиной месяцев, 18 октября, лодка с художниками остановилась на ночлег у села Даниловки. "19 (октября). Поутру был морозец, но время тихое. Увидя на правом берегу горы, имеющие необыкновенный вид, мы остановились. Они называются Столбичи, по сходству их со столбами; не быв приготовлены к новому для нас виду, мы были удивлены разнообразною игрою природы. Если б небольшая часть сих гор находилась отдельно на открытом месте, тогда можно бы принять их за руины замка; даже самый цвет камня, из которого они составлены, и слои его, показывающие как будто кладку или спаи, приближают к сходству на здание. Неистощимая природа тут показала образы какой-то особой архитектуры. Некоторые части гор есть отдельные, имеющие общие формы вроде сахарных голов, подкреплённых контрфорсами...".

Заночевали путешественники на острове, что был тогда напротив Столбичей. На другой день было жарко. После нескольких часов плавания сделали остановку в Камышине. "Камышин со стороны Волги, - читаем в дневнике Чернецовых, - представляется красивым городком, в нём видны хорошие строения. Арбузы камышинские почитаются лучшими по Волге, и их здесь изобилие. В двенадцати верстах от города находится канал, начатый при Петре Великом, для соединения Волги с Доном, но он был оставлен по причине встретившихся неудобств".

В Камышине были сделаны запасы необходимой провизии, мелкий ремонт лодки и, воспользовавшись благоприятной погодой, поплыли дальше. На следующий день погода испортилась, подул сильный ветер, и это чуть было не погубило всё предприятие художников. Пришлось пристать к берегу, чтобы переждать непогоду. Сменившийся на другой день ветер позволил братьям поставить парус и продолжить необычное путешествие. Из дневника: "У села Пролейки мы видели на берегу большие камни, имеющие различные округлённые формы. Некоторые были, как каравай хлеба, другие имели несколько кругов, один другого менее, сложенных вместе, в числе множества разновидных камней один имел сходство человеческой головы в круглой шляпе". Заночевать пришлось у Стрельного бугра.

Следующей остановкой путешественников была Дубовка: "23 (октября). При благоприятном ветре мы скоро дошли до Дубовки, бывшей прежде казачьей станицей. Она название своё получила от протекающей тут речки Дубовки, в которую из Волги входят суда, небольшие из них со всем вооружением и грузом вытаскиваются здесь на берег, где ставят их на особо устроенные для сего колёса, вроде покатней, и силою запряжённых в сей экипаж быков ввозят в гору по устроенному въезду, причём употребляют до 20 и более пар быков, но, выбравшись на ровное место, число их уменьшают и продолжают путь степями на расстоянии 60 вёрст до Качалинской пристани, находящейся на Дону. Большие суда разбирают для сей переправы. Во время навигации этою перевалкою, как её называют, переправляют из Волги в Дон разных товаров на сумму от пяти до шести и более миллионов рублей. Для сей работы употребляют более семи тысяч быков". В виду того, что стояла осень, братья Чернецовы не видели всего того, что описали.

Но, прибегнув к своему таланту и фантазии, изобразили это. В двух километрах к северу от Дубовки они осмотрели развалины татарского города Бельджамена.

Из дневника: "Тут мы видели невысокий земляной вал и множество щебня, в некоторых местах есть основания каменных строений, из коих жители дубовские достают материал для своих построек. Место, занимаемое сими остатками, называют Водяная Балка; мы приобрели четыре медные и одну серебряную монету, найденные в этом остове исчезнувшего города, поросшего теперь полынью и изглаживающегося с лица земли".

Вернувшись в Дубовку, братья сделали последнюю запись о ней в своём дневнике: "Октябрь здесь теперь не похож на тот, в котором мы привыкли жить; на многих деревьях ещё листы целы. В Дубовке находятся два виноградных сада, и, кажется, это первые; следовательно, мы вступили в ту часть Волги, в которой произрастают плоды, принадлежащие тёплым странам".

И снова в путь! Покинув Дубовку, путешественники при попутном ветре миновали деревню Мечётную, где видели в первый раз юрты кочующих калмыков, прошли начало реки Ахтубы и благополучно достигли Царицына. Решив, что Царицын никуда от них не денется, братья захотели совершить небольшое сухопутное путешествие в недавно учреждённый город Царев, чтобы осмотреть остатки столицы Золотой Орды Сарая-Бату. Для этого они достали себе в Царицыне подорожную, чтобы утром следующего дня отправиться в Царев.

Из дневника: "27 (октября). Рано утром переправясь на пароме через Волгу, сели в тележку; ямщик гаркнул, и тройка понесла нас к остаткам столицы исчезнувшего грозного Царства Батыева". Путешественники ехали займищем Волги, переезжали через многие рукава. У села Верхне-Ахтубинское они переправились вброд через Ахтубу и, выехав на открытую местность, " ...тотчас увидели в поле курганы и местами разбросанный щебень, означающий следы бывших строений".

Чернецовы приехали в Царев поздно вечером, так что осмотр древнего города пришлось отложить до утра. Едва рассвело, они отправились смотреть то, что осталось от столицы Золотой Орды. Что же они увидели?

Из дневника: "Повсюду виден щебень, кирпичи, черепья посуды, куски разноцветных кирпичей с обливою и изразцов. Ни один из курганов не имеет ничего целого, это просто груды, поросшие полынью; изредка кое-где выказываются частицы стен, и то в малом виде. Из множества курганов, находящихся в стороне Волги, один замечателен по своей величине... Местное положение и величина этого кургана заставляют думать, не остаток ли это ханского дворца. Местами приметны ещё водопроводные каналы... Посреди этого пустыря находится Царев, построенный на развалинах татарского города и из его же остатков; в стенах многих домов жителей вставлены мозаические части для украшения; по улицам везде виден щебень, и изгладившиеся фундаменты бывших строений местами представляют твёрдую мостовую... По словам одного здешнего старожила, недавно здесь найдена была небольшая золотая корона, которая была куплена одним сарептянином (пастором Г. Цвиком - авт.) со многими другими вещами... Без сомнения, в недрах курганов много заключается любопытных предметов".

Бродя по остаткам поселений и среди курганов почти весь день, братья были вознаграждены находками нескольких монет, а также камней с хорошо сохранившимися мозаическими украшениями.

Поздно вечером художники отправились в обратный путь и наутро следующего дня приехали в Царицын.

Несмотря на то, что дул попутный ветер, Чернецовы не спешили с отъездом. Ведь они ещё не посмотрели главные достопримечательности Царицына - картуз и трость Петра I. Немного отдохнув, они поспешили это сделать. "Картуз сшит из сукна, - читаем в их дневнике, - бледно-жёлтого цвета с тафтяною тульею, а трость сделана из неизвестного какого-то дерева, простая, длиною в два аршина четыре вершка. Отдавая её жителям, Пётр сказал: "Вот вам моя трость! Я управлял ею с друзьями, а вы обороняйтесь ею от врагов". Всё это хранится в доме Градского общества в особом шкафе за стеклом".

Описанию Царицына художники посвятили в дневнике всего несколько строк. Видимо, он не произвл на них такого впечатления, как развалины золотоордынской столицы. Хотя они записали: "Царицын хорошо отстроен; в нём есть прекрасные домики, и окружён земляным валом, составлявшим прежде его укрепление. Отсюда начинается так называемая царицынская линия, состоящая в земляном вале, продолжающемся до самого Дона. Она была устроена для ограждения от набегов кочующих орд".

Глубокая осень. Попутным ветром, под парусом, братья достигают Сарепты, которая их поразила: " ...правильные, чистые улицы, сады, прекрасные дома, большею частью каменные, с возвышающимися пред ними раинами, которые пирамидальною своею формою придают много красоты этой славной колонии Общества моравских братьев Гернгутеров. Пред церковью находится площадь, на которой приехавшие русские мужички продавали арбузы и другие продукты; тут же были видны калмыки, представляя противоположную смесь европейского с азиатским. Сарепта прекрасна, она основана в 1763 году. Возвратясь из Сарепты, мы поплыли далее".

...18 ноября 1838 года судно было затёрто льдами, и в 47 километрах от Астрахани закончилось это беспримерное художественное путешествие.


Конец благополучну бегу!
Спускайте, други, паруса!
А ты, принёсшая ко брегу,
О Волга, рек, озёр краса,
Глава, царица, честь и слава!
О Волга, пышна, величава! Прости!..
(И. Дмитриев)

10 марта следующего года братья благополучно возвратились в Петербург. Результатом этого путешествия, кроме многочисленных этнографических и археологических материалов, была художественная параллель берегов Волги, заключавшая в себе в окончательном виде 1982 рисунка общей длиной в 746 метров, до 500 видов, до 80 этюдов, написанных масляными красками с натуры, множество планов и рисунков.

Только в начале 50-х годов Чернецовы смогли продемонстрировать на Васильевском острове в Петербурге панораму "Волга". Огромная картина, исполненная с высоким художественным мастерством, 746 м длиной и высотой 2,5 метра, изображала все достопримечательности великой русской реки от Рыбинска до Астрахани. Панорама была закреплена на двух вертикально поставленных цилиндрах и расположена за окном помещения, оборудованного в виде каюты. При перематывании картины с одного цилиндра на другой и при соответствующем шумовом оформлении у зрителя возникало ощущение движения судна. Но частое перематывание картины пагубно сказалось на её сохранности, и к 80-м годам XIX века от неё остались лишь обрывки. В дальнейшем следы этого замечательного произведения затерялись окончательно.

Самая большая в истории картина хранилась в Эрмитаже, уже в 1880-х годах говорили об её обрывках, а впоследствии вообще не смогли там найти. Сохранилась созданная Чернецовыми «Параллель берегов Волги», которую после Великой Отечественной войны обнаружили в фондах ленинградской библиотеки имени М.Салтыкова-Щедрина. А ещё - рукописная книга-дневник с рисунками братьев Чернецовых «Путешествие по Волге», хранящаяся в библиотеке Эрмитажа. В 1970 году она под тем же названием была издана в одном из московских издательств.
Ну а братья Чернецовы, отвергнутые и забытые, умерли в нищете.

 

 

Материал для обсуждения:

 

Работы Никанора Чернецова. Художники братья Чернецовы изобразили на полотне 746 м длиной и высотой 2,5 метра все достопримечательности великой русской реки Волги.

 


Скачать видео Художник Никанор Чернецов. Избранные работы.

 

Волга - Волга и "Большой туризм" художников Чернецовых.

О том, как скаладывался бренд "Волга" в 19 веке рассказывает передача "Власть факта" по ТВ-каналу "Культура" (Загружено пользователем MyFeldsher , дата: 26.08.2011). Тема передачи - "Большой туризм". Вся передача: http://www.youtube.com/watch?v=s32vVaF2Xhw. Видео-отрывок про путешествие Чернецовых. 746 метров живописи -- результат путешествия по Волге братьев-художников Чернецовых.

 


Скачать видео-отрывок "Большой туризм" художников Чернецовых